Талгарец сконструировал автодом – другого такого нет в мире

Талгарец сконструировал автодом – другого такого нет в мире

Не каждый может позволить себе заниматься любимым делом. Некоторые проживают жизнь, так и не воплотив свою мечту в реальность. Многих сковывают обстоятельства: нужно кормить семью, зарабатывать, мол, на мечту нет денег и так далее. Этот список можно продолжать до бесконечности. Человек помнит о ней всегда, но жалеет, что не воплотил ее лишь тогда, когда уже старость зашла в дверь. Появляются средства, но уже нет энергии их воплотить. Но есть и счастливчики! Те, кому все-таки удается заниматься тем, чего действительно они желают и хотят. Они реализовывают свою мечту и при этом хорошо зарабатывают на ней. И мы встретили такого человека в Талгаре. Его зовут Евгений Мельников.

Евгений – конструктор. Он необычный конструктор. Он создает дома на колесах. Так скажем, обычную машину своими руками превращает в уютный дом для путешествий. Как только мы узнали, что в Талгаре проживает такой мастер, мы решили обязательно взять у него интервью. По приезду к нему в гараж, мы, конечно же, ожидали увидеть разбросанные по территории запчасти и железо, вдохнуть запах масла, но мы увидели нечто большее – счастливого мужчину! Он был в комбинезоне, улыбался и от него исходила потрясающая энергетика. Это энергетика была человека, который уносится тем, чем занимается, который любит свое дело. Только взглянув на него, можно было зарядиться позитивом.

— Это еще с детства идет. Родители мне покупали конструктора, такие железные, в Советском Союзе были. Я часами, целыми днями сидел с ними, конструировал. Мне было просто интересно, а там в процессе уже идеи приходили. Тогда были обычные книжечки, что можно делать там было общее такое. Меня, конечно же, это не устраивало. Наворачивал с двух конструкторов, конструировал такие модели, которые более-менее.

По словам Евгения, он уже в школе выписывал специальные журналы. И уже в 9 классе создал модель, учас­тво­вал в конкурсе. Ее сразу же забрали и поставили на выставку.

— Ско­лько машин за все это время вы создали?

— Я не считаю. Если из крупного, я один автодом сделал. В процессе еще один. Я сделал из головы. А уже по ходу, когда его сделал, посмотрел и уже в проекте делал детали.
В первом автодоме Евгений все детали выпиливал вручную на ЧПУ станке. Проект второго автодома он создает по модели первой: выпиливает с фанерного листа. Что удивительно, все углы ровные, как с завода. Когда все части готовы, он собирает, как конструктор. Он собирает именно из тех деталей, которые ему нужны, не с готового исходника. По его словам, в Казахстане мало развито изготовление автодомов.

— Надо все это в Казахстане развивать, — считает Евгений.

А создает автодома он на пикапах. Получается, конструктор покупает целый пикап с кузовом. И выбирает модель Тойота.

— Эти машины есть везде. То есть, на нем можно по всему миру ездить, если даже что-то, где-то поломалось, конечно, Тойота редко ломается, но в любой стране мира на нее есть запчасти. Их выпустили очень много и выпускают по сей день эти модели, поэтому, на нем не окажешься, что где-то сломался и не нашел что-то. По ездили за 4 года, поломок не было.

На первом автодоме, что он создал, Евгений отдыхает с семьей. Ездит в Капчагай, Балхаш, был в Таразе, в Туркестане. За Казахстан пока не выезжали говорит. Ключевое слово – пока.

— Сколько строили первый автодом?
— Строили около двух лет.
— Вам не жалко было пикап?
— Я для этого покупал его, специально. Именно под этот проект. Я рассматривал много моделей, какие более-менее подходят для этого, ну дя меня устраивает, и вот эта для меня оказалась самой универсальной. В процессе эксплуатации я понял, что именно с этой моделью не ошибся.
— То есть, все это сделано с головы и такой больше в мире нет?
— Нет, эта единственная машина пока. Один в один пока такой машины нету.
— Вам не предлагали ее продать?
— Знаете, получается себестоимость дорогая этой машины за счет всех материалов. Во-первых, сама база машины недешёвая. Можно было на УАЗе сделать, он дешевый и на нем проще все это было бы. Себестоимость дешевле была бы. Я ездил на УАЗах, путешествовать, допустим, на дальние расстояния на УАЗике и Тойоте – это разница небо и земля, поэтому я сразу отбраковал эти варианты. Я выбирал машину такую, чтобы на ней было комфортно и зимой и летом ехать. То есть, и кондиционер на нем работает, ну и проходимость нужна была. Полных приводных машин таких очень мало.
— Когда вас видят в дороге, есть реакция?
— Я так скажу, едут, сигналят, показывают вот так вот (палец вверх)! В Алматы ни один выезд, не бывает, чтобы кто-то не посигналил, руками не помахал.

Евгений признается, что выставлял на продажу первый автодом. Звонили, интересовались, но потом понял, что сам не настроен продать его. Говорит, когда второй достроит, тогда один из двух продаст обязательно. Считает, что два автодома — это слишком много.

— Есть люди-путешественники, им вообще ничего не надо, им только машины этой достаточно. Я смотрю на блогеров по Ютубу, они путешествуют по миру, вообще ничего не имея. Только машина и все. У нас в Казахстане много людей интересуются, приезжали ко мне по другим делам из джайляу, живут в горах, пастбища у них, и они очень сильно эти интересовались, смотрели и сказали «мы будем думать по этому вопросу», хотя они приезжали по другому делу. Они увидели, во внутрь заходили, конечно, для них юрта – это универсальное. Разговору нет, но такого комфорта, как здесь, в юрте нет.

Первое, что мы произнесли, зайдя во внутрь автодома – это «Ого!». Внутри как в полноценной квартире: горячая, холодная вода, газ с автоподжигом, электричество, холодильник, шкаф бельевой, гардероб, шкафчик для обуви, душевая, биотуалет, радио, разные ящики, два спальных места. Это еще не все! Также внутри имеется отдельная комната! Комната — палатка, идет двойная, рассчитана на 150 кг веса: либо два ребенка, либо крупный мужчина может там лечь. Стенка полностью открывается!

— Вам нужно запатентовать это!
— Я не знаю, как это делается, честно сказать. Мы, допустим, когда с женой или малой компанией ездим, то мы его не открываем.

Получается сама будка сделана как термос. Во-первых, чисто экологически. Как он пришел к этой идее, создать автодом? По его словам, он с сыном ремонтировал автодома, прицепы. И вся самая большая беда, что вся эта техника разваливается, не важно, американская, немецкая. Причина — наши дороги. Говорит, если ездить, то только по автобану. По идее, он никогда не чинил автодома, но люди притаскивали, просили помощи.

— Я когда посмотрел, я понял, в чем недостатки, что именно плохо сделано. И сделал так, что эта будка цельная наклеенная. Они приезжают, у них отвалились ящики, они все на шурупах, их растрясло, они упали. У меня – цельная клееная. Это все клеится за раз, как грецкий орех. То есть, тут все друг друга держат. Потом я где-то читал, что в Швеции проводили краш-тесты на автодома: разгоняли, били их в стенку. И сделали вывод такой, что большинство пассажиров, 80 процентов, гибнут не из-за аварии, а из-за того6 что вся эта мебель сносит их во время удара. Я постарался сделать, чтобы у меня ничего не отлетело. Здесь исключено, даже во время аварии тут ничего никуда не улетит, потому что это не прикручено, это все за раз склеено.

Евгений постарался сделать свой автодом надежным, крепким. По его словам, за 4 года ничего нигде не отломилось, не расшаталось. То есть, в случае чего, внутри никого не придавит, не покалечит.

— Автдом требует обслуживания, как и дом. То есть, приехал с поездки, вымыл, он стоит чистый. Не будет никаких пятен, ни разводов. Все это моется.
— Здесь и москитные сетки.
— Москитные сети – это обязательно, потому что здесь, за свет того6 что термос, мы кондиционером только на ходу пользуемся: есть на жилой модуль и отдельный для кабины, на ходу все это работает, без кондиционера жарко. Когда приезжаем на место, мы даже за 30 градусов была жара, открывали просто окна. До года был ребенок, он спал здесь, на Или мы были, отдыхали, было около 35 градусов, и он спал спокойно здесь. То есть, за счет этого продувается хорошо. Не нагревается, как маштина. Вот штрока закрыта, руку туда высунешь, там – жарище, а здесь прохладно.
Евгений мечтает работать конструктором на заводе. Но его сдерживает одно — образование. Образование только 10 классов, но любит конструировать с самого детства. Он знает каждую железку, каждую деталь: что, как работает, что крутится, для чего оно крутится, что она делает, почему шарики катятся. Спокойно разбирается в электромеханике. Он много лет работал дальнобойщиком.
— У нас так, если ты где-то встал, то тебя никто не спасет, не поможет, ты сам должен починить свою машину и тогда ты дальше уедешь. Бывало, особенно в Казахстане у нас, что за тысячу километров никого нет. В лучшем случае, чабана встретишь, который тебе покушать, попить даст, было такое. Поэтому надо было знать машины.

Самый первый автодом Евгений создал из головы. Сделал наброски на бумаге: надо вот здесь ящик поставить, а здесь холодильник — все для удобства, и так далее. Сам все расположил. И походу конструирования второй машины, учитывая первый опыт, он улучшил второй.

— Даже в доме мебель думаешь, прежде чем как поставить ее — куда, что, для чего? Думаю «здесь надо то сделать, надо это», набросал, потом прикинул «здесь надо так и все». А когда та уже готовая стала, поэксплуатировали, я понял, что в той слишком много трудозатрат, много затрат финансовых в некоторых вещах. Вот, например, умывальник в душевой кабине. За 4 года мы ни разу не умывались, потому что кухонный умывальник вполне позволяет. То есть, когда готовишь, не обязательно умываться в это время, можно умыться до или после. Вот всем этим не пользовались, значит в этой (новый автодом) нету этого умывальника. Душевая кабина и раковина будут также. В виду возраста, у детей свои машины, если выезжают, то на своих машинах, то есть получается, даже когда выезжали толпой, баковой стенкой мы практически не пользовались. А это минимум два месяца работы, чтобы вот это стенка была. Здесь ее не будет. Здесь окно больше сделал, потому что там маленькое окошко за счет дополнительной комнаты.

— А фанеру чем будете покрывать?
— Здесь еще одна фанера будет, двухслойное, внутри пена монтажная, они склеены за счет этого.
— А снаружи материал — это не железо?
— Это не железо, это – стеклоткани, яхты так строят.
— И вы белой краской потом проходитесь, да?
— Там целая технология: специальным грунтом, хорошим. Материалы очень качественные должны быть, потому что все это будет облазить.
— Когда вы начали строить второй автодом?
— Два года назад.
— А сейчас на сколько процентов закончили?
— Возможно 50 есть. Это не коммерческий проект, у меня нет цели, чтобы ее быстро взять и закончить.


— Я думаю, это университеты должны у вас учиться. А как вы зарабатываете?
— Авто разбором занимаюсь. Ремонт грузовиков.
— А вы талгарский?
— Да, я всю жизнь живу здесь, но родился в Новосибирске. Мои родители приехали, когда мне было год.

Надо сказать, что до дома на колесах, Евгений сконструировал яхту. Яхта на четыре спальных места.

— Раньше, если я не знал, как сделать, а купив проект яхты, там было полное описание как строить, как что. Когда мы построили эту яхту, мы построили ее за полтора года, нас конструктора поздравили, что мы самые быстрые. Мы полтора года три человека только этим и занимались, постройкой этой яхты.


Вот такие интересные личности живут в Талгаре. Ему 57 лет, но выглядит он на все 40. Наверное, секрет его молодости в том, что он занимается любимым делом.

Беседовала Аруна Ортай,
корреспондент