Новая модель государственного правления – веление времени

Новая модель  государственного правления – веление времени

Государственный служащий, как следует из его названия, должен служить своему народу и создавать положительный имидж в этой сфере. Нет ничего лучше, чем служить людям, прислушиваться к их потребностям, находить решения их проблем и получать благодарность.

Государственная служба — это золотой мост между народом и государством и доверием общества. После прихода к власти в стране был реализован ряд важных проектов и реформ, направленных на развитие совершенной структуры государственного управления и безупречного процесса обслуживания. Все это способ повысить доверие к государственной службе и обеспечить прозрачность. В этом году в Послании Президента Республики Казахстан К.К. Токаева от 1 сентября также содержится призыв к систематическим реформам для создания новой модели государственного управления, включая изменения в государственном управлении, кадровой политике, принятии решений и подотчетности за ее выполнение.
Как выполняют госслужащие нашего района свою задачу по обеспечению и предоставлению государственных услуг обществу, какие нарушения имеются в сфере их деятельности, что необходимо для искоренения имеющихся нарушений, какие перспективные задачи ставит Департамент Агентства по делам госслужбы по Алматинской области перед государственными служащими Талгарского района рассказала подробно гостья из Талдыкургана, прибывшая в рабочим визитом для оценки деятельности госслужбы района, — Председатель Агентства области Бейсекулова Ляззат Мукатаевна. На встрече присутствовали заместитель акима Талгарского района А.Ашимахунұлы, руководитель аппарата акима Талгарского района Нургалымов Ж.Н., заместители акимов района, руководители отделов акимата района, СМИ. Вел встречу заместитель акима А.Ашимахунұлы. Совещание сопровождалось показом слайдов и видео-онлайн роликов. Первой слово было предоставлено гостье — Председателю Департамента Агентства РК по делам государственной службы по Алматинской области Бейсекуловой Ляззат Мукатаевне, которая ссылаясь на недавнем Послании Президента РК, ознакомила присутствующих с нововведениями. Доклад ее изобиловал цифрами — данными по итогам первого полугодия 2020 года, где численность государственных служащих в 603 местных исполнительных органах Алматинской области составляет 4245 единиц.
Количество вакансий — 241 единица (5,6%). «Перед нами стоит важная задача — сформировать эффективный корпус государственных служащих, ориентированный на потребности граждан», — эти слова, взятые из послания Главы государства, г-жа Бейсекулова Л.М. сделала основным лейтмотивом встречи.
Так, первым поручением было ускорить сроки сокращения госаппарата в этом году — на 10%, а в следующем году – еще на 15%.
На сегодняшний день, Агентством тщательно анализируются структуры госорганов и имеющиеся должности на предмет «лишних звеньев». В результате можно будет устранить дублирование, передать неприоритетные задачи в конкурентную среду, а также оптимизировать бизнес-процессы с их максимальной автоматизацией и цифровизацией. Сегодня акиматами сельских округов Алматинской области предоставляются 8 видов государственных услуг, из которых 6 услуг на сегодняшний день можно получить только путем обращения непосредственно в государственный орган или ЦОН.
В связи с этим, учитывая опыт предоставления государственных услуг в условиях Пандемии, Департаментом внесено предложение в акимат Алматинской области по 100% автоматизации государственных услуг предоставляемых сельскими округами впервые на территории Республики. В настоящее время данный проект прорабатывается с уполномоченными органами области.
В целях реализации поручения Президента РК по сокращению государственного аппарата, Департаментом проведена соответствующая работа по алгоритму сокращения госслужащих МИО Алматинской области.
Планируется сократить около 408 ед. (10%), при этом 61,5% (или 251 ед.) приходится на постоянные вакансии, а остальные 38,5% (или 157 ед.) – приходится на действующих госслужащих. Предлагается:
1) начать сокращение с сотрудников, которые до конца года достигнут пенсионного возраста (10), «пенсионеров» правоохранительных, специальных и военных органов (20), «пенсионеров», которым срок пребывания на государственной службе продлен еще на 1 (один) год (35). Второе поручение: с 1 июля 2021 года повсеместно внедрить новую систему оплаты труда на основе факторно-бальной шкалы, которая приведет к усилению ответственности и мотивации госслужащих.
Теперь, новая модель оплаты труда госорганов состоит из двух частей: должностного оклада по факторно-балльной шкале и бонусов.
В пилотном режиме апробация этой системы началась с 2018 года, сегодня ее используют 10 госорганов, наше агентство в том числе. Если сегодня заработная плата главного специалиста районного и областного уровня составляет в среднем от 90 тыс. тенге до 130 тыс. тенге, то в пилотируемых госорганах заработная плата главного специалиста начинается от 195 тыс. и достигает 255 тыс. тенге в зависимости от стажа на занимаемой должности. По области гостья озучила, что планируется централизовать бухгалтерию делопроизводство и сделать их едиными при центральном аппарате.
Третий озвученный вопрос касается выборности сельских акимов путем проведения прямых выборов.
Первые массовые выборы сельских акимов путем косвенного избирательного права при тайном голосовании (депутатами маслихатов) проводились в 2013 году, второй поток выборов прошел в 2017 году.
В следующем году заканчивается срок полномочий целого ряда руководителей сельских округов. Теперь их выборы пройдут путем проведения прямого избирательного права, т.е. непосредственно самими гражданами. Она также рассказала о нововведениях и изменениях, касающихся некоторых госпрограмм с подробным показом видеороликов. Это программа «С дипломом в аул», в которой много преимуществ, касающихся стимулирования оплаты труда госслужащего, безвозмездная материальная помощь в размере 277 800 тенге и другие виды. Много было сказано в докладе касательно обучения госслужащих личностной компетенции «Стрессоустойчивость».
По ее словам, Этическим Кодексом регламентированы основные требования к морально-этическому облику государственных служащих, а также базовые стандарты их поведения (в служебных отношениях и во вне служебное время), основная норма, которой гласит: «Несение государственной службы является выражением особого доверия со стороны общества и государства и предъявляет высокие требования к морально-этическому облику государственных служащих». Гостья подробно просветила присутствующих примерами неэтического поведения госслужащих некоторых районов области. К примеру, как показывает статистика рассмотрения дисциплинарных дел по итогам 2019 года Советом по этике рассмотрено — 39 дел, в т.ч. по нарушению норм этического кодекса — 14 (или 35,9%), за 8 месяцев текущего года – 80, в т.ч. нарушение этических норм – 42 (или 52,5%), что говорит об увеличении нарушений и необходимости принятия Департаментом соответствующих мер по их недопущению. Она также рассказала про алгоритм действий по реализации института отставки и ответственности руководителей за коррупционные преступления подчиненных, а также о некоторых ограничениях и требованиях к госслужащим. Был подробно обсужден следующий механизм поведения госслужащего — это конфликт интересов. Закон о государственной службе определяет понятие конфликта интересов, то есть конфликт интересов — это конфликт между личными интересами государственного служащего и его официальными полномочиями, когда личные интересы государственного служащего могут привести к неисполнению или ненадлежащему исполнению его служебных обязанностей. Она ознакомила собравшихся в зале госслужащих об алгоритме действий по реализации института отставки и ответственности руководителей за коррупционные преступления подчиненных. После обширного доклада, гостья перешла к обсуждению нарушений, допущенных госслужащими Талгарского района, так как мониторинг их деятельности в постоянном поле зрения Агентства. Причем, как заметила она, район согласно ежегодной оценке деятельности местных исполнительных органов, имеет 10 фактов нарушений в части «Взаимодействие государственного органа с физическими и юридическими лицами» (качество оказания государственных слуг и рассмотрения жалоб и обращений). Причем, 1 факт допущения нарушения сроков поглощает 1 000 своевременно рассмотренных обращений. Из 89 обращений, рассмотренных с нарушением этих сроков, 10 имеют место в акимате Талгарского района (в том числе: Аппарат акима Талгарского района — 4, Отдел архитектуры и градостроительства Талгарского района — 3, Отдел жилищно-коммунального хозяйства и жилищной инспекции Талгарского района – 2, Отдел занятости и социальных программ Талгарского района — 1. Озучивая эти данные, Ляззат Мукатаевна заверила, что в текущем году также будет проводится мониторинг. В связи с чем, в целях улучшения показателей области, необходимо проводить системные разъяснительные мероприятия среди населения по предоставляемым государственным услугам. Она призвала к строгому контролю тех лиц, которые ответственны за допущение подобных правонарушений. Подытоживая мероприятие, представители района также заверили, что со своей стороны будут стараться работать над искоренением допущенных нарушений в сфере оказания госуслуг населению и проводить профилактику среди госслужащих на системной основе. Государственный служащий, как следует из его названия, должен служить своему народу и создавать положительный имидж в этой сфере. Нет ничего лучше, чем служить людям, прислушиваться к их потребностям, находить решения их проблем и получать благодарность.

 

Фатима ЕРЖАНОВА,

Талғар